Интеллектуальное хобби
С точки зрения социальной значимости преподавательская деятельность неоценима. Преподаватель вуза, наряду с семьей, воспитателями детского сада и педагогами школы, передает молодому поколению опыт, накопленный человечеством — исторический, культурный, а также знание основ жизни и конкретной профессии, что требует наибольшего развития его высших духовных качеств: высокой морали, честности, чувства долга, ответственности перед будущими поколениями. В совершенствовании деятельности преподавателя важнейшее значение имеет развитие его интеллектуальных и творческих способностей. Преподаватели кафедры ТГВ постоянно развивают в себе эти способности. Даже любимое хобби – игра в шахматы – посвящено этой цели.
Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.
Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат.
В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию.
В последнее время в шахматные поединки активно вовлекаются преподаватели других кафедр института. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тщательно спланированная изящная партия соперника — это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Ведь Рауль Капабланка говорил, что «шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…».